Законопроект о жилищных сбережениях предложили доработать

Законопроект о жилищных сбережениях предложили доработать

 

Разобрались, в чем суть предлагаемых корректировок.

В законопроект о жилищных сбережениях предложили внести изменения. Об этом сообщает «РИА Новости» со ссылкой на главу комитета Госдумы по финрынку Анатолия Аксакова.

По словам парламентария, поправки будут содержать уточнение правил выплаты процентов, если договор о жилищных сбережениях (ДЖС) прекращается по требованию вкладчика, а денежные средства не направлены на улучшение жилищных условий. Тогда проценты по вкладу выплачиваются в соответствии с условиями договора, за вычетом 30%. Однако, согласно предложенным изменениям, их выплатят полностью, если вкладчик находится в трудной ситуации. Еще одной поправкой может стать увеличение минимального срока договора о жилищных сбережениях до трех лет.

При этом свои корректировки предложило и банковское сообщество. Так, кредитные организации считают, что нужно исключить обязанность банков заключать договор с вкладчиком, заменив ее на соответствующее право, а также дополнить законопроект указанием на непубличность договора жилищных сбережений, что позволит банкам еще до заключения ДЖС провести оценку платежеспособности клиента.

Руководитель «Ипотечного бюро Камилы Фазлыевой» и проекта «ЭлектроннаяСделка.РФ» Камила Фазлыева в разговоре с корреспондентом Циан.Журнала отметила, что требование банков об оценке платежеспособности потенциального участника программы жилищных сбережений объясняется их стандартным подходом к ипотечным заемщикам.

«В принципе, вкладчик и так в течение как минимум трех лет, в период действия ДЖС, доказывает свою платежеспособность. Да, есть иные параметры в оценке заемщика, учитываемые банками для одобрения кредита, поэтому подход к клиенту-вкладчику необходимо изменить, а не подходить с существующим лекалом. Кроме того, предлагаемое право, а не обязанность на выдачу последующей ипотеки, еще раз страхует банки. Но есть нюанс — когда перед банками стояла задача выдать максимальные объемы ипотечных кредитов, их требования существенно послаблялись. И мы все это помним», — сказала эксперт.

Также Камила Фазлыева добавила, что в существующем «пилоте» программы Жилстройсбережения, работающем в Башкирии, еще прописана премия от государства.

«Это действительно целевая и справедливая помощь человеку, а не банку, как в случае с привычной ипотекой, и дополнительная мотивация копить», — заключила спикер.

Финансовый эксперт, автор Telegram-канала «Экономизм» Алексей Кричевский также считает, что такая инициатива — это, прежде всего, плюс для банков — особенно в контексте того, что минимальный срок для такого вклада может стать трехлетним.

«Это создает для банка спокойные условия для распоряжения средствами, в то время как инфляция или девальвация могут полностью нивелировать доходность. Поэтому даже если процент по таким инструментам будет чуть выше средних ставок по вкладам, то гораздо удобнее будут обычные депозиты именно из-за возможности заключать договор на меньший срок. Вместе с этим очень странной видится ситуация, в которой при открытии такого вклада банк получает право проверить платежеспособность и кредитную историю вкладчика. Это противоречит всякой логике», — поделился специалист.

По его мнению, ДЖС будут подходить для двух типов людей — ультраконсервативных инвесторов, копящих на жилье, и для детей, чьи родители стараются помочь накопить деньги на первоначальный взнос.

«С этой точки зрения такие вклады действительно интересны, особенно если учитывать минимальный срок и определенные санкции при досрочном закрытии — пока что прописана потеря 30% доходности. Но для более финансово грамотных желающих накопить на ипотеку, как бы это безобразно ни звучало, есть значительно более интересные и выгодные инструменты — как обычные вклады с понятной капитализацией, так и облигации с доходностью выше банковской и возможностью снять деньги за минуту», — продолжил Алексей Кричевский.

Эксперт уверен, что продукт будет пользоваться большим спросом.

«Но нужно понимать, что всегда можно найти возможности для более интересных инвестиций и с небольшим уровнем риска», — подытожил он.