Зачем нужен нотариус при дистанционной сделке с недвижимостью?
Оформление договора купли-продажи недвижимости в дистанционном формате становится привычной практикой. Это особенно удобно, когда покупатель и продавец живут в разных городах. Зачем при дистанционной сделке нужен нотариус и каких рисков он поможет избежать, aif.ru объяснила нотариус Марина Щирская.
— Все больше людей при заключении сделок с недвижимостью выбирают дистанционный формат. Подобные услуги предлагают сегодня банки, компании-застройщики, агентства недвижимости. Любой человек может и самостоятельно направить готовые документы в электронном виде в Росреестр через личный кабинет. Но надо помнить, что во всех этих случаях, во-первых, необходима электронная подпись, а во-вторых — никто не обязан заниматься проверкой юридической чистоты ваших документов. И тут все риски ложатся на участников сделки.
Есть более безопасный вариант — оформление дистанционной сделки у нотариуса. Важно понимать — это не 100% онлайн-формат. Процедура предполагает присутствие и покупателя, и продавца. При этом они могут находиться в разных городах, и каждый выберет удобную для себя нотариальную контору. В момент совершения дистанционной сделки происходит живое общение нотариусов и сторон договора по видеосвязи, каждый участник может задать любой вопрос и прояснить для себя все непонятные пункты договора. Нотариус обязательно разъяснит правовую суть и последствия, убедится в том, что стороны идут на нее осознанно и добровольно. В обязанности нотариуса также входит проверка и запрос всех необходимых документов и сведений.
Таким образом, стороны нотариальной дистанционной сделки защищены от риска ее оспаривания. Вместе с тем, как и при совершении любого другого нотариального действия, нотариусы, удостоверяющие дистанционную сделку, отвечают за качество и результат своей работы реальными деньгами.