Власти хотят изменить механизм субсидирования льготной ипотеки

Власти хотят изменить механизм субсидирования льготной ипотеки

 

Инициативу прокомментировали эксперты рынка недвижимости.

В Совете Федерации предложили изменить механизм субсидирования льготных ипотечных программ. Инициативу озвучила председатель верхней палаты российского парламента Валентина Матвиенко.

«Может быть, вместо того чтобы субсидировать всю разницу с ключевой ставкой, как это было раньше, следует фиксировать размер самой субсидии. Это будет более понятно для всех участников, позволит сохранить спрос, темпы ввода жилья и будет прогнозируемо для бюджета, не приведет к колебаниям расходов в случае изменения ключевой ставки», — заявила Валентина Матвиенко.

Предложение поддержали председатель Центробанка Эльвира Набиуллина и замглавы Минфина Иван Чебесков. В регуляторе и ведомстве отметили, что озвученный подход будет более понятным для граждан и справедливым для бюджета.

Руководитель «Ипотечного бюро Камилы Фазлыевой» и проекта «ЭлектроннаяСделка.РФ» Камила Фазлыева в разговоре с корреспондентом Циан.Журнала подчеркнула, что одним из плюсов нового механизма субсидирования льготной ипотеки можно назвать и фактор косвенного ограничения роста цен на новостройки.

«В целом же данное изменение говорит, что ипотека, в том числе льготная, не будет такой же дешевой, как была ранее. Часть нагрузки с госбюджета перераспределится между банками и заемщиками», — заявила спикер.

По мнению гендиректора «ПИА Недвижимость» Максима Ельцова, вместе с изменением подхода к субсидированию госпрограмм власти признают глобальную проблему льготной ипотеки, которая пока совершенно не решена.

«Льготная ипотека привела к дисбалансу рынка, ценовому разрыву между новостройками и готовым жильем, росту закредитованности населения. Да, объем стройки вырос. Но при отказе от льготной ипотеки он может упасть ниже того уровня, который был до ее появления. Есть еще один очень важный фактор — проблема крайне высокой нагрузки на бюджет. Запросто может получиться, что по всему пакету льготных программ размер ежемесячной компенсации составляет минимум 10–12%, или 80 млрд рублей», — пояснил эксперт.

Сейчас, по его мнению, власти предлагают логичный и компромиссный вариант компенсировать определенную сумму, и, когда она исчерпается, заемщик будет возвращаться к рыночной ставке.

«Идея здравая, но дьявол, как всегда, в деталях. Скорее всего, таким образом решить проблему не удастся. Период действия пониженной ставки должен составлять не менее 5–7 лет, чтобы люди хотели брать кредиты. Одно дело — согласовывать выдачу лимитов ежегодно и другое — признать размер субсидий по вновь выдаваемым кредитам. Это будут просто астрономические суммы, и при вынесении в публичное пространство на обсуждение они будут вызывать крайнее удивление», — продолжил Максим Ельцов.

Также специалист добавил, что огромное количество населения берет льготные кредиты, не имея возможности погасить кредиты досрочно.

«Когда нужно будет переходить на рыночную ставку, люди физически не справятся с обслуживанием кредита, и это увеличит объем рисков. Думаю, что Центробанк очень скептически отнесется к этой идее. По факту это некий аналог траншевой ипотеки или рассрочки, которую сейчас пытаются предлагать застройщики», — заявил Максим Ельцов.

При этом особого выбора, по мнению эксперта, у властей нет, и проблему «все равно надо решать».

«Отказаться от льготной ипотеки невозможно, это совсем осложнит ситуацию на рынке. А сохранить ее даже в нынешнем виде — крайне накладно для бюджета, потому что нагрузка на ранее выданные кредиты и так колоссально выросла», — подытожил специалист.