Строителей загородных домов завалило ошибками
В России с приходом тепла начался новый дачный сезон. А это значит, что пришло время не только доставать садовый инвентарь и семена из сараев, но и подумать о безопасности своего загородного жилья. Какие новые риски беспокоят сегодня дачников, почему каркасные загородные дома страхуются на 10% дороже остальных, какие профильные сервисы появились в мобильных приложениях рассказали эксперты на «круглом столе» «Поближе к природе», который прошел в пресс-центре «МК».
Как сообщил Игорь Александров, директор домена «Жилье и имущество» СК «Ингосстрах», за последние десять лет сознание россиян, переезжающих на лето за город, сильно изменилось. Многие осознали, что дачный дом — это серьезный актив, который, как и любая инвестиция, требует защиты, в том числе и страховой.
Интерес дачников к страхованию дополнительно спровоцировали погодные аномалии, которые с пугающей частотой происходят в разных уголках нашей страны. Сообщения о наводнениях и пожарах не сходят с первых полос газет и журналов и в этом году. И качество стен дома не всегда спасает от беды. К примеру, в минувшем январе был период, когда от огня больше всего в РФ сгорело каменных домов. Хотя обычно от этой угрозы чаще страдают дома из дерева.
Плюс в течение двух лет в российских магазинах и на базах существенно подорожали зарубежные и отечественные строительные материалы. И многие владельцы загородной недвижимости четко осознали, что своими силами возместить ущерб в случае ЧП они не смогут.
По словам Александрова, этой весной наиболее востребовано классическое страхование с осмотром и оценкой имущества (дома) по рыночной стоимости. На этот продукт приходится 90% продаж. В покрытие входят все основные риски (пожар, короткое замыкание, любое повреждение водой, стихийные бедствия, механические повреждения, падения летательных аппаратов, терроризм). По статистике, в 2022 году классическая страховка дома в среднем стоила 11 900 руб., в 2023 году ее ценник вырос до 12 900 руб. При этом, если в 2022 году средняя стоимость, на которую страховались дома, была на уровне 3 млн руб., то в 2024 году этот показатель вырос до 3,5 млн руб.
— Мы обратили внимание на интересную тенденцию в аналитике — при страховании новых домов у нас все чаще стали появляться убытки по ошибкам строителей и проектировщиков, — отметил Александров. — Сказывается, острый кадровый голод на первичном строительном рынке. Поэтому в продуктовой линейке появились новые риски — ошибки при эксплуатации и ошибки застройщиков. И люди, особенно, те, кто не разбираются в строительных технологиях охотно добавляют эти риски в страховку, несмотря на то, что они увеличивают ее стоимость на 10%. Также популярны и военные риски (+15% к стандартной страховке).
В последние месяцы, по словам Игоря Александрова, выросли страховые премии для владельцев каркасных домов. Дело в том, что они, как правило, сильно напичканы инженерным оборудованием и источниками отопления, в том числе каминами и печами.
Еще один интересный тренд набирал силу — жители Москвы и Подмосковья из-за дефицита качественного предложения на рынке Московской области продолжают активно скупать земельные участки и коттеджи в соседних регионах. В этом сезоне больше всего домов застраховали в Тверской области. Чтобы удовлетворить возросший спрос наиболее продвинутые страховщики создали свои мобильные приложения для удаленного осмотра оценщиков и подачи электронных заявлений.
При выборе страховщика и продукта Александров советует, в первую очередь, определиться с приоритетами. Если договор страхования нужен только для того, чтобы в случае неприятностей полностью компенсировать возможный ущерб, то предпочтительнее классические продукты. С осмотром, оценкой, определением стоимости имущества от максимального набора рисков. При наступлении страхового случая они помогут без дополнительных вложений быстро восстановить пострадавший объект.
За простыми действиями (осмотр, оценка, описание) и скрываются компетенции и профессионализм страховщика, его накопленный опыт и статистика. «Качественно обработать данные, «запаковать» их в удобный для клиента продукт по силам только крупной страховой компании с большим опытом работы и безупречной репутацией», — полагает Александров.