Сожительница потребовала наследство, но 1 год оказался важнее 20 лет совместной жизни: разбираем решение суда

Сожительница потребовала наследство, но 1 год оказался важнее 20 лет совместной жизни: разбираем решение суда

 

Получить наследство могут наследники, указанные в завещании, близкие родственники из числа предусмотренных законом очередей, а также нетрудоспособные иждивенцы наследодателя.

Причем, последние могут наследовать наравне с наследниками по закону (при отсутствии завещания — ст. 1148 ГК РФ). А если есть завещание и они в нем не указаны, им все равно полагается обязательная доля в наследстве (не менее половины того, что они получили бы, не будь завещания — ст. 1149 ГК РФ).

Поэтому для остальных наследников иждивенцы могут стать серьезной проблемой: даже не будучи родственниками, они имеют возможность добиться наследства через суд.

Но, как показывает практика, даже если у наследодателя действительно были нетрудоспособные иждивенцы, это еще не значит, что у остальных родственников нет шансов избежать раздела имущества с ними. Представлю вашему вниманию пример из недавнего решения суда.

После смерти мужчины открылось наследство: двухкомнатная квартира и деньги на банковском вкладе. За наследством к нотариусу обратились наследники первой очереди: мать и совершеннолетняя дочь.

Но вскоре появился третий претендент на наследство — женщина, с которой наследодатель сожительствовал долгое время. Без официальной регистрации брака она не имела статуса законной супруги — а значит, наследницы первой очереди.

Но женщина заявляла, что находилась на иждивении своего сожителя, а с учетом ее пенсионного возраста (и нетрудоспособности, соответственно) она имела право на наследство. Сожительница обратилась в суд с иском о признании ее нетрудоспособным иждивенцем и выделении ей доли в наследстве.

Факт иждивения подтверждался документами о доходах — ее и наследодателя (она получала пенсию, а он — работал, причем ежемесячно его работодатель перечислял аванс на карту сожительницы). Однако суд ей в иске отказал.

Дело в том, что нетрудоспособные иждивенцы, которые не приходятся наследодателю родственниками (из числа перечисленных в законе очередей наследников), получают право на наследство только при условии, что они не менее года до смерти наследодателя проживали совместно с ним. Истец настаивала на том, что прожила вместе с наследодателем более 20 лет.

Вот только факт совместного проживания именно в последний год его жизни ей доказать не удалось: срок ее регистрации по месту жительства наследодателя истек в 2018 году и больше не продлевался, работодатель сообщил суду, что в последний год жизни наследодателя его зарплата сожительнице не перечислялась, свидетели со стороны ответчиков подтвердили, что в последнее время истец жила отдельно от наследодателя, скончался он в своей квартире, один.

Женщина обжаловала решение суда об отказе, но и в апелляции, и в кассации подтвердили, что в законе стоит четкое условие: факт совместного проживания с наследодателем должен быть установлен, как минимум, в течение последнего года до его смерти (ст. 1148 ГК РФ).

Поэтому 20 лет совместной жизни, увы, в данном случае не помогли женщине: один последний год оказался намного важнее (определение Восьмого КСОЮ от 31 января 2023 г. по делу №8Г-24668/2022).