Собственник или арендатор: кто должен делать мелкий ремонт при аренде дома?
У владельцев домов часто возникает вопрос, кто должен делать мелкий ремонт при аренде. Давайте рассмотрим общепринятые правила регулирования отношений между собственником и арендатором. С небольшими оговорками материал будет полезен и владельцам квартир.
Согласно Гражданскому кодексу (статья 681: «Ремонт сданного внаем жилого помещения»), текущий ремонт оплачивает квартиросъемщик, а капитальный — собственник жилья, если иное не установлено договором найма.
Что такое текущий ремонт?
Текущий ремонт относится к небольшим и регулярным работам по поддержанию и обслуживанию жилого помещения.
Он включает в себя:
- замену поврежденных элементов (розеток, сантехники и т. п.);
- ремонт небольших повреждений;
- поддержание работы отопления и водоснабжения.
Обычно текущий ремонт выполняется на протяжении всей аренды и делается за счет арендатора.
Что такое капитальный ремонт?
Капитальный ремонт — более серьезное мероприятие, которое требует значительных затрат времени и ресурсов.
Это масштабные работы — например, замена кровли, перепланировка помещений, ремонт фундамента, замена систем водоснабжения или канализации.
Капитальный ремонт является обязательством собственника жилья, так как только он отвечает за сохранность своего дома.
ПРОЩЕ ГОВОРЯ:
Если ремонт требует профессиональных навыков (например, электротехнические или сантехнические работы), то делается он за счет собственника.
Общепринятые принципы отношений собственника и арендатора
1. Четко прописывайте условия в договоре аренды
Подойдите к обсуждению условий договора ответственно. Определите, какие задачи по мелкому ремонту делегировать арендатору, а за какие будете отвечать сами.
Чаще всего при аренде домов возникают следующие проблемы:
- С электричеством: выход из строя розеток, выключателей, сгорание лампочек, повреждение проводки и электроприборов.
- С водоснабжением и канализацией: утечки, засоры в трубах, выход из строя сантехники или водонагревателя.
- С отоплением: поломки котла, радиаторов или термостатов.
- С вентиляцией и кондиционированием воздуха: неработающие вентиляторы, кондиционеры или нарушение циркуляции.
- С мебелью и оборудованием: повреждение мебели или бытовой техники.
- С замками и дверями: утеря ключей, поломки и т. д.
- С конструктивом дома: трещины, продувание, промерзание и намокание швов, углов и т. п.
2. Застрахуйте сдаваемую недвижимость
Страхование позволит защитить собственность от возможных повреждений и других убытков, связанных с арендой, и обеспечит собственнику дополнительный покой.
Обычно страхование арендной недвижимости обходится собственникам дороже, чем обычное страхование жилья. Это связано с тем, что арендаторы могут менее аккуратно относиться к объекту, а значит, повышаются риски ущерба.
В базовый пакет рисков, подлежащих страхованию, обычно входят следующие случаи:
- пожар, взрыв;
- стихийные бедствия;
- кражи и другие противоправные действия третьих лиц;
- затопления;
- страхование гражданской ответственности (например, если арендатор затопит соседей).
Существуют и расширенные программы страхования арендного жилья. У каждой компании они свои, так что детали лучше узнать в офисе выбранного вами страховщика.
3. Регулярно проводите техническое обслуживание дома
Договоритесь с арендатором и пропишите в договоре возможность доступа в дом для ежегодного капитального ТО. В частном доме это более хлопотное мероприятие, нежели в квартире, где не бывает бань, септиков и котельных, редко встречаются печи, камины и водонагреватели. Регулярное техобслуживание поможет предотвратить проблемы с важными для дома агрегатами и сохранит вашу недвижимость в хорошем состоянии.
4. Различайте понятия «износ» и «повреждения»
Если ремонт необходим из-за повреждения по причине неправильного использования или небрежности арендатора, тогда собственник имеет право требовать возмещения расходов. Но нередко такие ситуации становятся предметом споров и юридических разбирательств.
Чтобы ответить на вопрос, естественный это износ или намеренные повреждения, опытные арендодатели советуют внимательно осмотреть собственность до заселения и при выселении.
В процессе нужно:
- составить детальный инвентарный список вещей;
- сделать фотографии и видео состояния дома до начала аренды и при ее завершении;
- отдельно зафиксировать на фото или видео имеющиеся поломки.
Такие меры помогут определить, какие изменения произошли из-за нормального износа, а какие являются повреждениями, за которые арендатор должен заплатить. Если однозначного ответа нет, можно обратиться к специалистам для сторонней оценки повреждений (например, если речь идет о поломке холодильника, повреждениях окон или стен дома).
5. Договоритесь о материальной ответственности сторон
Если арендатор не виноват в поломке, проще всего договориться о вычете суммы, потраченной на ремонт или новый чайник, из арендного платежа. Особенно если у собственника нет возможности провести ремонт или купить замену сломанной техники самостоятельно.
Если арендатор виноват в поломке и это обнаружилось при выезде, собственник может удержать депозит или его часть. Как правило, депозит равен сумме ежемесячной арендной платы.
Главный совет на основе всего вышесказанного — храните на случай разногласий все документальные доказательства проживания арендатора: договор, акт приема-передачи дома, фото и видео его состояния на момент подписания договора, переписку с арендатором и подтверждение арендных платежей. В будущем такой щепетильный подход поможет вам решить возможные споры с арендатором из-за ремонта имущества и не только.