Рынок цифровизации домов к 2030 году вырастет в четыре раза

Рынок цифровизации домов к 2030 году вырастет в четыре раза

 

К 2030 году рынок цифровизации мноквартирных домов вырастет в четыре раза. К таким выводам пришли эксперты "Лаборатории цифровизации жилья".

Многоквартирные дома с отдельными элементами цифровых инженерных систем начали вводиться в эксплуатацию примерно с 2011 года, отмечают в компании. Сейчас в России строится как минимум 20% домов (в Москве - 70%) с внедрением цифровых решений. Имеется в виду применение общедомовых умных систем и устройств, исключая сегмент "умной квартиры" и умной бытовой техники.

Пока более 80% рынка - это установка (инсталлирование) интеллектуального оборудования и систем. К 2030 году доля этого сегмента сократится примерно до 30-35%, а объем вырастет в 1,6 раз для новостроек, а с учетом цифровизации существующего жилого фонда может достичь 124 млрд рублей в год.

От 10 до 25% рынка (до 48 млрд рублей в год) будет формировать сегмент сервиса - обслуживание умных устройств и систем и поддержание их в рабочем состоянии.

Сегмент оперирования - оказание жителям дополнительных услуг, производных от цифровых сервисов, пока можно оценить только в части дополнительных услуг по эксплуатации и управлению домом. Его доля оценивается в 15-20%, а объем - до 31 млрд рублей в год.

Сейчас объем рынка цифровизации в сфере эксплуатации и управления многоквартирным домом эксперты оценивают в 51 млрд рублей в год, тогда как к 2030 году он может вырасти до 202 млрд рублей в год. В целом же с 2022 по 2030 год он оценивается в 826 млрд рублей, подсчитали эксперты.

В целом же, с учетом иных видов бизнеса, которые будут развиваться на основе цифровизации домов (сервисы по сдаче в аренду помещений, допродажи девелопера на основе данных о жителях, таргетированная реклама от местного бизнеса и пр.), рынок вырастет к 2030 году до 826 млрд рублей, подсчитали эксперты.

Для эксплуатации цифровых зданий необходимы инвестиции в слаботочные системы новостроек (телефонизация, прокладка кабельной системы, установка систем видеонаблюдения, инфраструктуры для беспроводной передачи данных, пожарной сигнализации и т.д). Они составляют 1-2% от стоимости строительства и фактически включены в стоимость квадратного метра жилья. С учетом того, что предполагается увеличение объемов жилищного строительства к 2030 году до 120 млн кв.м в год, суммарно за эти годы будет привлечено почти 45 трлн рублей (при средней стоимости строительства около 50 тысяч рублей за "квадрат", без учета индексации). То есть инвестиции в оснащение новостроек (стандартных, не бизнес-класса, где затраты больше) интеллектуальными системами и системами связи могут составить около 240-480 млрд рублей.

Стоимость цифровизации новостроек с учетом стоимости минимального набора устройств составляет около 700 рублей на 1 кв. м общей площади. Почти 80% стоимости оснащения дома составляют интеллектуальные устройства для систем учета энергопотребления, противопожарных систем и лифтов, еще чуть более 10% приходится на домофонию, системы контроля и управления доступом и видеонаблюдение. На остальные системы приходится еще около 10% - мониторинг инженерных систем, общая локально-вычислительная сеть объекта, инженерные системы и освещение и др.

Ежегодное обслуживание и сервис обходятся в 5-10% от затрат на его приобретение. Примерная оценка рынка сервиса только для новостроек в 2022 году - от 1 до 4 млрд рублей. Учитывая планируемые показатели по вводу новых домов (480 млн кв. м до 2030 года) рынок сервиса будет расти в геометрической прогрессии. Внутри тарифа, кроме оплаты услуг квалифицированного персонала также будут расходы на услуги связи, включая оплату интернет трафика и аренду центров обработки данных, техническую поддержку и его доработку.

Набор услуг зависит от класса жилья, набора цифровых сервисов и устройств, а также потребностей жителя. Диапазон стоимости в среднем составит от 4 до 40 рублей за квадратный метр в месяц. Эта сумма распределяется на управляющую компанию, поставщика цифровых услуг, поставщиков программного обеспечения и др.

Новая рыночная ниша - оперирование, то есть оказание цифровых услуг жителям как в части управления и эксплуатации дома, так и дополнительных. Например, решение об использовании минимального набора услуг собственники принимают на общем собрании и в дальнейшем эти услуги предоставляются всем жителям дома, а их стоимость включается в ежемесячные платежи. Это, скажем, системы контроля доступа (шлагбаум, IP-домофон), камеры на фасаде, в подъезде, лифте, лестничных клетках, приборы автоматического учета ресурсов. Помимо них жители могут доплачивать за дополнительные услуги - например, за то, что у них будет не просто пропуск на парковку через приложение, а распознавание номеров машин, не только доступ в здание через смартфон, но и автоматический вызов лифта с отправлением на нужный этаж. Пока такие сервисы присутствуют примерно в 10% строящихся жилых домов в России, общая площадь которых составляет около 100 млн кв. м.