После развода муж заявил, что квартира была куплена на деньги его отца и делить ее нельзя: что решил суд

После развода муж заявил, что квартира была куплена на деньги его отца и делить ее нельзя: что решил суд

 

Правила раздела имущества супругов прекрасно известны большинству наших сограждан: все, что было приобретено в браке на общие средства, делится пополам (если только супруги сами не определили для себя другой порядок раздела, заключив брачный договор).

И, зная об этом, многие стремятся всеми возможными путями «обойти» это правило, как только дело доходит до развода.

Приведу в качестве примера случай, когда в рамках судебного процесса о разделе имущества супруг заявил, что не будет делить квартиру со своей женой, поскольку та не вложила в нее ни копейки.

После развода между супругами возник спор по поводу раздела квартиры, которая была куплена в период брака. Жена настаивала на том, что это совместно нажитое имущество и ей полагается законная половина — тем более, что ребенок по состоянию здоровья нуждался в отдельной комнате, которую мать не могла ему обеспечить в квартире своих родителей.

Муж, в свою очередь, заявил, что спорная квартира была куплена на деньги его отца: тот продал свою квартиру и, по просьбе сына, передал ему вырученные деньги для улучшения жилищных условий. Факт получения супругом денег от отца подтверждался распиской и выписками с банковских счетов о денежных переводах.

Кроме того, муж напомнил, что в период, когда покупалась квартира, жена не работала (находилась в отпуске по уходу за ребенком), а он тоже не имел постоянного заработка, т. к. были проблемы с трудоустройством.

Поэтому общих средств для покупки недвижимости у их семьи на тот момент не было — что косвенно также доказывало факт вложения супругом своих личных денег в счет оплаты квартиры.

Отец мужа подтвердил, что передал деньги сыну для улучшения жилищных условий. А поскольку имущество, приобретенное в браке на личные средства одного из супругов, к совместной собственности не относится, суд признал квартиру собственностью мужа.

Однако в апелляции не согласились с таким решением, отметив следующее. Семейный кодекс РФ относит к личному имуществу супругов то, что было получено ими в период брака в дар или по другой безвозмездной сделке (ст. 36 СК РФ).

Между тем, из буквального толкования расписки, составленной супругом при получении денег от отца, не следует, что деньги передавались в дар (как и из банковских переводов, подтвержденных выписками со счетов отца). Поэтому деньги, переданные мужу его отцом, нельзя квалифицировать как подарок — и, следовательно, их нельзя признать личными средствами супруга.

Поскольку иных оснований для отступления от принципа равенства долей супругов в этом деле не было, судебная коллегия пришла к выводу, что квартира является совместной собственностью и подлежит разделу между мужем и женой в равных долях.

Отцу разъяснили, что он имеет право взыскать с сына неосновательное обогащение в размере переданных ему денег (определение Мосгорсуда №33-0838/2023).

Как видно из этого случая, решающее значение в вопросе о том, чья квартира, имеет документ, оформляющий факт получения денег супругом от третьего лица.

Ошибка, которая была допущена изначально (составление расписки в получении денег), привела к тому, что муж не смог доказать вложение в покупку своих личных средств — и квартиру в итоге разделили пополам.