По небольшому счету: в РФ хотят ввести стандарт допустимой доли расходов на ЖКХ

По небольшому счету: в РФ хотят ввести стандарт допустимой доли расходов на ЖКХ

 

В РФ предложили установить единый стандарт максимально допустимой доли расходов россиян на ЖКХ. Для одиноких пенсионеров и многодетных семей общероссийский порог оплаты не должен превышать 10%, а для всех остальных граждан — 15%. Сейчас он составляет 22% от дохода семьи, но регионы могут его уменьшать. Такой законопроект будет внесен в Госдуму в связи с ростом долгов граждан и повышением тарифов. Эксперты считают предложение гуманным, но сокращение поступлений по оплате за ЖКХ может негативно сказаться на коммунальной отрасли.

Помочь нуждающимся

В настоящее время размер максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи самостоятельно устанавливается субъектами РФ и зависит от финансовой обеспеченности региональных бюджетов. В большинстве субъектов этот показатель составляет 22%. Но есть регионы, где он ниже: так, например, в Санкт-Петербурге — 14%, в Москве эта планка — 10%. Если расходы семьи на ЖКХ превышают этот порог, они могут претендовать на субсидии от государства.

В Госдуме предлагают установить по всей стране единый федеральный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на ЖКХ — для одиноких пенсионеров и многодетных семей он не должен превышать 10%, а для остальных граждан — 15%. Такой законопроект с поправками в статью 159 Жилищного кодекса 15 мая внесет в Госдуму глава комитета по труду, соцполитике и делам ветеранов Ярослав Нилов. С документом ознакомились «Известия».

«По данным Росстата, общая сумма задолженности населения за ЖКУ в 2023 году рекордно увеличилась на 8,7% и достигла 833,5 млрд рублей. Растущие неплатежи бьют по деятельности предприятий ЖКХ и негативно сказываются на состоянии отрасли в целом. Рост долгов объясняется тем, что ежегодное повышение тарифов на коммунальные услуги не учитывает динамики доходов населения», — объясняется в документе.

В связи с этим, отмечается в тексте, стоит пересмотреть подходы к адресному предоставлению субсидий на ЖКУ. В частности, расширить группы лиц, которые могут их получать, пересмотреть порог доходности семьи, позволяющий обращаться за такой помощью, а также установить единый федеральный стандарт, который уравняет права населения.

«Создается парадоксальная ситуация, когда в дотационных регионах с низким уровнем жизни расходы граждан на оплату ЖКУ больше, чем в субъектах с более высоким уровнем жизни», — объясняют необходимость уравнения в правах всех россиян.

— Мы не предлагаем чего-то принципиально нового. Это уже действующие хорошие региональные практики, которые мы считаем правильным закрепить на федеральном уровне. Сегодня так получается, что регионы с крупными финансовыми возможностями предоставляют гражданам больше мер поддержки. Поэтому в данном случае речь идет о принципе справедливости. Во-вторых, этим летом ожидается новое повышение стоимости услуг ЖКХ, — пояснил необходимость реализации инициативы «Известиям» ее автор Ярослав Нилов.

Отсутствие в финансово-экономическом обосновании законопроекта указания нужных на эти цели средств депутат объяснил необходимостью подсчета количества всех льготников, которые могут получить эту меру поддержки в случае принятия документа.

«Известия» направили запросы в Минстрой и правительство с просьбой оценить перспективы поддержки законопроекта.

В пресс-службе Минфина сообщили, что законопроект поступил на рассмотрение в министерство.

«Сейчас субъекты РФ имеют право устанавливать границы допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в общих доходах семьи, исходя из бюджетных возможностей региона. Закон предусматривает максимально допустимые значения. Некоторые субъекты, пользуясь правом снижать границу, самостоятельно определяют такую долю расходов на уровне 10% и 15%. Предлагаемые законопроектом ограничения могут увеличить нагрузку на региональные бюджеты», — пояснили в Минфине.

Примут или нет

Зампред комитета Госдумы по строительству и ЖКХ от «Единой России» Светлана Разворотнева напомнила, что поручение установить единый стандарт давал премьер-министр Михаил Мишустин еще в 2021 году, но оно не было выполнено.

— Прежде чем снижать планку, нужно выстроить систему. Чтобы все, кто нуждается в такой помощи, ее гарантированно получали. У нас есть по этой теме исследования Института экономики города, которые говорят о том, что не все, кто может претендовать на эту меру поддержки, за ней обращаются, — пояснила депутат.

По ее словам, причины у этого разные, в частности, кто-то не знает о такой возможности, кому-то сложно собрать документы. То есть значительная часть денег, которая выделяется на эту субсидию, не используется, и регионы тратят их на другие цели.

— Поэтому это нужно всё сначала отработать. Кроме того, в Госдуме предлагали Минстрою писать на квитанциях о такой возможности получать субсидию, но это не поддержали. Были и другие инициативы, которые так или иначе касались помощи по оплате ЖКУ малоимущим гражданам. Поэтому думаю, что и сейчас этот законопроект не пройдет, — отметила она.

Глава комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики от фракции КПРФ Николай Харитонов заявил, что с законопроектом незнаком. При этом позиция фракции заключается в том, чтобы размер допустимой доли расходов на ЖКХ для всех нуждающихся россиян не превышал 10%, добавил он.

Директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович назвал предложение гуманным, но оно может негативно сказаться на коммунальной отрасли.

— С точки зрения социальной политики это правильное и гуманное предложение, которое не вызывает вопросов, но нужно учесть, что в России ЖКХ — одна из самых запущенных и недофинансированных отраслей. В аварийной или полуаварийной ситуации сегодня находится огромное количество объектов, средств на которые не хватает, — отметил эксперт.

По его словам, если сегодня уменьшить оплату ЖКУ для значительной части населения, то эта отрасль потеряет еще больше, так как все затраты лягут на федеральный бюджет, который сегодня является дефицитным и может не потянуть новые расходы.