Коммунальные услуги могут подорожать больше, чем на 9%: когда это будет законно, а когда — нет

Коммунальные услуги могут подорожать больше, чем на 9%: когда это будет законно, а когда — нет

 

Постановлением от 14 ноября 2022 г. № 2053 Правительство РФ утвердило предельный индекс роста тарифов на оплату коммунальных услуг с 1 декабря этого же года на уровне 9%.

Между тем, уже во многих регионах люди столкнулись с тем, что обещанное повышение произошло намного больше объявленных 9%. Разберем, когда такое повышение является законным, а когда нет.

1. Предельные индексы имеют несколько «пределов»

Согласно ст. 157.1 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги ограничивается предельными индексами, утвержденными главой региона для муниципальных образований в границах соответствующего субъекта РФ.

То есть окончательный размер максимально возможного повышения определяется не Постановлением Правительства РФ, а указом главы региона.

Действующий порядок предполагает, что эти индексы должны устанавливаться в регионах на уровне, определенном федеральным правительством.

Но в исключительных случаях допускается выход за обозначенные пределы — когда это обусловлено необходимостью модернизации коммунальной инфраструктуры, повышения энергетической эффективности объектов электро-, газо-, водоснабжения и т. д. (п. 46 Постановления Правительства РФ от 30.04.2014 № 400).

Тогда, в случае одобрения представительным органом местного самоуправления и согласования с ФАС РФ, превышение предельных индексов при индексации тарифов на оплату коммунальных услуг признается законным.

Так, о превышении федерального 9%-ного предельного индекса уже объявлено в отдельных муниципальных образованиях Оренбургской, Свердловской, Пензенской областей, Красноярского края и др.

Мотивировка, как правило, у всех сводится к тому, что требуется обновление коммунальной инфраструктуры.

Если в платежках за декабрь обнаружится подорожание более, чем на 9%, можно проверить обоснованность повышения тарифа с помощью онлайн-сервиса «Калькулятор коммунальных услуг», который размещен на сайте ФАС России.

В случае, если правомерность роста не подтвердится, нужно подать жалобу в ФАС России, чтобы провели предметную проверку.

2. Плата за капремонт не подчиняется предельным индексам

Взносы на капремонт повышаются ежегодно и независимо от установленных федеральным правительством предельных индексов (поскольку ЖК РФ не включает плату за капитальный ремонт в общий состав платы за коммунальные услуги, это отдельный платеж — ст. 154 ЖК РФ).

Поэтому в 2023 году взносы на капремонт повысятся, несмотря на объявленный мораторий для индексации тарифов на коммунальные услуги. И во многих регионах сейчас повторяется ситуация прошлого года — когда объявлялось о росте взносов, который намного превышает предельные индексы подорожания коммунальных услуг.

Например, в Московской области взносы на капремонт подорожают на 16,7%, в Нижегородской области — на 17%, в Свердловской — на 40,9%.

Законодатели так и не внесли поправки в закон, которые ограничивали бы рост платы за капремонт предельными индексами — так же, как коммунальные услуги.

Поэтому пока все эти повышения формально законны, если соответствуют методике расчета, утвержденной Минстроем. Проверкой такого соответствия занимается ФАС РФ — туда можно обратиться с жалобой по поводу подорожания взносов в отдельно взятом регионе.

3. Управление многоквартирным домом дорожает «отдельно»

Плата управляющей организации за содержание жилья в многоквартирном доме не зависит от предельных индексов удорожания коммунальных тарифов, а определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений от управляющей организации (ст. 156 ЖК РФ).

Поэтому она вполне может увеличиться более, чем на 9%. Но в отсутствие решения общего собрания собственников такое повышение является незаконным, кроме одного лишь случая:

- если ежегодная индексация и порядок ее проведения определены договором управления многоквартирным домом.

Тогда считается, что собственники заблаговременно утвердили все будущие повышения платы за содержание жилья, проголосовав за такой договор управления (эту позицию подержал в свое время Верховный суд РФ — определение № 301-КГ18-22044) — и отменить одностороннее повышение управляющей организацией тарифа на оплату содержания жилья здесь не удастся.