Импортозамещение против силы европейских брендов: что происходит на строительных площадках?

Импортозамещение против силы европейских брендов: что происходит на строительных площадках?

 

В этом году большинство российских застройщиков столкнулось с непростыми вызовами: уходом с рынка европейских производителей, сокращением деятельности некоторых азиатских производителей, нарушением цепочек поставок и их задержками, оттоком рабочей силы и постоянно меняющимися экономическими и политическими условиями. Однако многие из них утверждают, что нет худа без добра и что именно эти вызовы и стали серьезным драйвером развития импортозамещения в строительной отрасли. Правда, при определенных условиях.

Сергей Шиферсон, управляющий партнер девелоперской компании Touch, поясняет на конкретных примерах, как российский девелопмент на самом деле справляется с этой задачей.

Сила – в стандартах и BIM

В первую очередь, эта ситуация позволила, хоть и несущественно, и далеко не всегда, но сократить издержки и оптимизировать экономику проектов, а также расширить пул поставщиков и производителей, пересмотреть устоявшиеся модели работы и открыть для себя что-то новое. Конечно, для любой команды найти замену почти всем позициям инженерии и материалов в сжатые сроки, не снижая темпов строительства – это огромный вызов. Нашей компании очень помогло наличие стандартов проектирования и продукта, а также работа с BIM-моделью внутри компании.

Например, на момент 24 февраля в наш портфель входило два проекта в активной стадии реализации. Первый – ЖК в Екатеринбурге, где были закончены монолитные работы и должна была начаться работы по отделке фасада, гидроизоляции, ремонту МОПов и квартир. Второй – камерный жилой комплекс бизнес-класса в Москве, который к тому моменту получил РНС. Мы оказались в ситуации, где по первому проекту пришлось полностью заменить производителей инженерии, а по второму – с нуля искать всю «начинку» проекта.

Как мы выходили из положения

В столичном ЖК мы планировали ставить лифты KONE, которые ушли из России после февральских событий. Нам пришлось рассмотреть 21 зарубежную компанию из Китая, Турции, России, Греции в качестве их альтернативы, чтобы остановиться на китайском бренде Brilliant, который, как оказалось, широко представлен в России: более чем 1000 лифтов по всей стране. Их лифты оказались дешевле на 20%, чем мы закладывали в бюджет по KONE, при этом они соответствуют техническим характеристикам «немецкой лифтовой тройки», имеют необходимую сертификацию, и все запчасти в наличии в России, что крайне важно для оперативного обслуживания.

Для отделки фасадов в проектным бюро APEX был выбран клинкерный кирпич из Голландии фирмы Engels, который также ушел из России. Мы начали искать альтернативные материалы отечественного производства. Выбор пал на Богандинский кирпичный завод, который также занимается производством клинкерных кирпичей, не уступающих по качеству голландским материалам. Производитель сделал под нас кирпич и даже назвал его в честь нашего проекта – Champine, введя его в свою основную линейку.

Часто я слышу вопрос: если отечественные или азиатские материалы выгоднее для российских девелоперов, почему они всерьез задумались об импортозамещении только после ухода европейских брендов? Дело в том, что сила европейских брендов довлела над потребителями, а следственно, и над застройщиками. Прочно закрепившееся убеждение, что именно немецкие лифты – лучшие, крепко сидело в сознании многих клиентов. Хотя проведенные нами многочисленные экспертизы, посещения производств и объектов в эксплуатации показали, что по своим техническим характеристикам продукция отечественных и азиатских предприятий нисколько им не уступает.

Экономии не получается

Однако, есть, конечно, и свои трудности. Так, цена на арматуру в России сейчас одна из самых низких за последние два года, но при этом стоимость работ по производству выросла до 200%. Таким образом, основная база себестоимости девелопера сейчас – это работы, а не инженерное оборудование или какие-либо материалы. А значит, существенно сэкономить на импортозамещении пока не удается.

В Екатеринбурге мы вынуждены были поменять примерно 80% инженерии и отделочных материалов за 2 месяца: вместо немецких насосных станций WILO мы использовали китайские ANTARUS, вместо финских труб Uponor – китайские Sanline. При этом бюджет в итоге увеличился на 3% – как раз из-за повышения стоимости работ.

Конечно, по некоторым позициям пока объективно найти аналог европейским брендам трудно. Это касается, к примеру, систем кондиционирования: пока мы в процессе поиска лучшей альтернативы.