Жилищный вопрос: совместный ответ или самостоятельное решение

Жилищный вопрос: совместный ответ или самостоятельное решение

 

В ноябре прошлого года ВЦИОМ по заказу ВТБ проводил в российских городах-миллионниках исследование, посвященное финансовым взаимоотношениям поколений. В опросе принимали участие две целевые группы: родители, имеющие детей в возрасте от 7 до 24 лет, и молодежь в возрасте 18-34 лет.

Тогда BFM.ru подробно рассказывал о том, к каким выводам пришли аналитики, но два абзаца из прошлогодней публикации сегодня стоит повторить. «Возможно, некоторым скептикам это покажется странным, но мнения о размере финансовой поддержки у младшего и старшего поколения практически совпадают: 51% родителей и 56% молодежи, то есть, фактически каждый второй считает, что родители должны оплатить минимум половину стоимости первого жилья детям. Каждый третий (28% и 31%) отмечает, что поддержка должна быть меньше и может равняться, например, первоначальному взносу по ипотеке. Есть и те, кто считает материальную помощь неприемлемой, правда, таких очень немного: 6% родителей и 5% молодежи.

Интересно, что родители готовы помогать детям даже в большей степени, чем те ожидают. Безвозмездно передать деньги на покупку первого жилья в принципе готовы около трети респондентов старшего возраста (36%), при этом только каждый шестой (16%) представитель молодежи считает это уместным. Среди наиболее приоритетных способов приобретения первого жилья молодые люди называют ипотеку (54%), собственные накопления (44%) и деньги от родителей, но исключительно в долг (20%)».

В нынешнем, проведенном в конце марта исследовании, которое можно считать своеобразным продолжением прошлогоднего, ВЦИОМ не ставил для респондентов никаких географических, возрастных или социальных рамок: участие в опросе принимали россияне в возрасте от 18 до 60+ лет, живущие в самых разных регионах страны и имеющие различный семейный статус. Прежде всего, им предложено было определить, что такое для современной России «возраст взросления»: ведь совершенно очевидно, что это не 18 лет, в которые наступает официальное совершеннолетие. В столь юном возрасте мало кто способен быть финансово независимым от родителей и обеспечивать себя самостоятельно.

«Говоря о том, существует ли сегодня в нашей стране такой возраст, когда детям приходит пора начинать жить самостоятельно, 19% россиян отметили, что такого возраста нет для сыновей, и 26% — что такого возраста нет для дочерей. То есть общество чуть более требовательно в вопросах самостоятельности к мужчинам, чем к женщинам. При этом россияне оказались единодушны в конкретном возрасте: в среднем это 22 года как для юношей, так и для девушек. Молодежь 18-24 лет называет 20 лет и 21 год для юношей и девушек соответственно, а граждане старшей возрастной группы — 24 и 23 года соответственно», — отмечает исследование ВЦИОМ.

Нужно ли родителям материально поддерживать взрослых детей? Единодушия россияне не продемонстрировали: 48% участников опроса ответили отрицательно и заявили, что длительная финансовая помощь лишает детей самостоятельности, 43%, напротив, сказали, что родители не только должны постараться обеспечить своим детям «стартовый капитал», но и по возможности продолжать им помогать. «Несмотря на то что миллениалам часто приписывают социальный инфантилизм и затянувшееся взросление, именно 18-24-летние чаще других выступают против финансовой поддержки родителями самостоятельно живущих детей — 64%, это почти в два раза выше, чем в группе старшего возраста, где подобное мнение разделяют 35%. В то же время такой разрыв может быть связан с отсутствием в младшей группе опыта родительства. Чем старше респондент, тем ближе ему позиция о необходимости материальной поддержки взрослых детей: 18-24 года — 29%, 25-34 года — 28%, 35-44 года — 40%, 45-59 лет — 47%, старше 60 лет — 54%», — подчеркивают аналитики.

Кроме того, на ответ серьезно влияло место проживания респондентов. Сельские жители чаще других говорят о том, что помогать нужно (51% против 31% среди жителей обеих столиц), а вот в Москве и Санкт-Петербурге превалирует другая точка зрения: о том, что родители скорее не должны помогать своим взрослым детям, здесь заявили 57% участников опроса.

Если помогать, то с чем именно? Тройку лидеров составили, в общем, понятные и очевидные ответы: самостоятельно живущим детям прежде всего допустимо помогать с получением образования или профессии (69%), с содержанием и воспитанием внуков (65%) и с арендой или приобретением собственного жилья (56%). Такие «пункты помощи», как проведение свадьбы или покупка автомобиля, заработали куда меньше голосов (32% и 19% соответственно).

«Из этого следует, что большее одобрение в глазах общества получает та финансовая помощь со стороны родителей, которая позволяет «встать на ноги», сформировать фундамент (или престижный реквизит) самостоятельной жизни. При этом такое одобрение расходится с реальными практиками материальной помощи: получали или получают россияне от родителей меньше, чем в принципе считают возможным получать. Так, материальную помощь на образовательные нужды получали 49% наших сограждан (а считают допустимой 69%); на воспитание внуков — 43% (против 65% допускающих), приобрести или арендовать жилье родители помогли каждому третьему россиянину (при 56% допускающих)», — подчеркивается в исследовании.

Не исключено, что столь серьезный разрыв между теоретически возможной и реальной помощью обусловлен как меняющимися социальными нормами, так и финансовыми возможностями семей, считает ВЦИОМ. Кстати, еще один показательный разрыв: полагают, что родители ни в чем не должны финансово помогать своим взрослым детям, только 2% россиян, а в реальности, будучи взрослыми, не получали материальной поддержки от родителей 16% наших сограждан.

И последнее: личный опыт поддержки со стороны семьи укрепляет представления людей о целесообразности такой помощи в принципе. Например, как уже отмечалось, 56% россиян считают возможной родительскую помощь в аренде или приобретении жилья. Но среди тех, кому папа с мамой действительно помогли решить жилищный вопрос, эта планка сразу поднимается на уровень 73%.