Женщина не оформила развод вовремя и с нее взыскали долг супруга: пример из судебной практики

Женщина не оформила развод вовремя и с нее взыскали долг супруга: пример из судебной практики

 

Нередко бывает так, что фактические семейные отношения отличаются от того, как они оформлены по документам: мужчина с женщиной могут жить одной семьей и при этом не состоять в зарегистрированном браке или наоборот — официально быть мужем и женой, но при этом жить отдельно.

Последняя ситуация ничуть не лучше предыдущей — поясню на реальном примере, к чему это может привести.

После очередной ссоры муж ушел из дома, забрав все свои вещи. Жена не стала утруждать себя ни его поисками, ни оформлением развода: делить им было нечего, т. к. за несколько лет брака ничего существенного они не нажили, жили в квартире, которая принадлежала матери супруги.

Встречаться с мужем в бракоразводном процессе поначалу у нее не было никакого желания, после же она не смогла разыскать супруга, чтобы подать заявление в ЗАГС о расторжении брака.

В итоге почти два года женщина прожила одна, но в статусе законной супруги. Все это время муж оставался зарегистрированным в квартире ее матери, поскольку без официального расторжения брака выселить его через суд было проблематично.

О судьбе бывшего мужа ей стало известно после того, как она получила иск от финансовой организации: с нее требовали взыскать заем, который взял ее супруг и не вернул, поскольку скончался.

Истец настаивал на том, что женщина являлась единственной законной наследницей заемщика, будучи его официальной супругой на дату смерти.

Она фактически приняла наследство мужа, проживая с ним на одной жилплощади (судя по данным регистрационного учета), а в состав наследственного имущества входил старый деревенский дом почти в 1000 км от города, где проживала ответчица (супруг унаследовал его от родителей).

Его стоимость оценили в 1,5 млн рублей, что даже превосходило сумму долга покойного (на дату подачи иска задолженность составляла 348 тысяч рублей вместе с процентами).

Разумеется, женщина заявила свои возражения по поводу взыскания с нее этой суммы, указав, что семейные отношения с супругом у них давно прекратились, о судьбе мужа ей не было ничего известно и никакого наследства она после него не принимала. Более того, дом невозможно было реально продать за те 1,5 млн рублей, в которые его оценили.

Однако суды в двух инстанциях удовлетворили требования финансовой организации, признав, что супруги входят в состав первой очереди наследников (ст. 1142 ГК РФ), а совместная регистрация на одной жилплощади свидетельствует о том, что ответчик приняла наследство мужа фактически (по правилам ст. 1153 ГК РФ).

Закон же предусматривает, что наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам своего наследодателя в пределах стоимости перешедшего к ним имущества (ст. 1175 ГК РФ).

На данный момент подана жалоба в кассационный суд общей юрисдикции, женщина ссылается на то, что не знала о смерти супруга — а значит, не могла принять наследство после него. Но пока неизвестно, чем закончится этот спор.

Подобная ситуация, увы, не является редкостью: по различным причинам супруги затягивают с официальным расторжением брака, навлекая на себя все новые неприятности. На самом деле, отсутствие сведений о месте нахождения супруга вовсе не является препятствием для оформления развода.