В какие сроки управляющие организации обязаны исполнять заявки жильцов многоквартирного дома
Жители многоквартирных домов не просто должны оплачивать счета управляющей организации, но и вправе требовать от нее выполнения своих обязательств, обращаться к ней с заявками о предоставлении необходимой информации и выполнении работ в рамках содержания общего имущества дома.
Причем закон предусматривает для управляющих организаций строго определенные сроки для исполнения заявок граждан — разберем, сколько они сейчас составляют.
1. Сроки для ответа на запросы жильцов дома
1) По запросу собственника жилого помещения управляющая организация обязана предоставить информацию о перечне, объемах, качестве и периодичности оказанных ею услуг или выполненных работ в срок не позднее 5 рабочих дней со дня обращения гражданина (п. 40 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491).
2) Управляющая организация должна на следующий же день после обращения собственника или пользователя жилого помещения предоставить ему требуемую информацию, если она входит в перечень сведений, подлежащих обязательному раскрытию (п. 34 Постановления Правительства РФ от 15.05.2013 № 416) — а именно:
- о предстоящих работах, проверках оборудования и иных мероприятиях, которые могут повлечь неудобство для жильцов дома,
- об изменении размера платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги,
- о тарифах, которые применяются при расчете платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, и о реквизитах нормативных актов и решений общего собрания собственников, которыми они установлены;
- о нормативах потребления коммунальных услуг и т. д. (подробный перечень содержится в п.п. 31 — 32 Постановления Правительства РФ от 15.05.2013 № 416).
3) В течение 3 рабочих дней со дня поступления запроса управляющая организация обязана предоставить информацию о показаниях общедомовых счетчиков, о количестве коммунальных услуг, рассчитанных по нормативу потребления и объеме коммунальных ресурсов, потребляемых на содержание общего имущества дома (п. 34 Постановления Правительства РФ от 15.05.2013 № 416).
4) Также в срок не позднее 3 рабочих дней собственникам или пользователям жилых помещений должны предоставить по их запросу:
- копию акта о причинении ущерба здоровью или имуществу,
- копию акта о нарушении качества коммунальных услуг или превышения допустимого перерыва их предоставления, а также копию акта проверки коммунальных услуг на предмет качества и своевременного предоставления (п. 34 Постановления Правительства РФ от 15.05.2013 № 416).
5) Срок для ответа управляющей организации на все иные вопросы жильцов составляет не более 10 рабочих дней после получения соответствующего обращения (п. 36 Постановления Правительства РФ от 15.05.2013 № 416).
2. Сроки для исполнения заявок об устранении засоров и аварий в инженерных коммуникациях
Управляющая организация обязана организовать деятельность аварийно-диспетчерской службы в многоквартирном доме, которым она управляет. И Правила № 416 (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416) определяют четкие сроки для исполнения заявок жильцов, которые поступают в эту службу (п. 13):
- ответ на телефонный звонок должен быть обеспечен в течение 5 минут, в противном случае гражданину должны перезвонить в течение 10 минут или предоставить возможность оставить голосовое или электронное сообщение — его должны рассмотреть в течение 10 минут с момента поступления;
- на локализацию аварийных повреждений инженерных систем отводится 30 минут после регистрации заявки;
- на ликвидацию засора канализации — 2 часа, мусоропровода — также 2 часа, но в пределах дневного времени (с 8 до 23 часов);
- на устранение аварий внутридомовых инженерных систем — 3 суток.
3. Сроки для устранения неисправностей в общедомовом имуществе в рамках внепланового текущего ремонта
Эти сроки предусмотрены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда (утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170) — в частности:
- протечки в отдельных местах кровли должны быть устранены в течение суток,
- повреждения водосточных труб — не позднее 5 суток,
- угроза выпадения кирпичей из кладки наружных стен дома должна быть ликвидирована в течение 1 суток с немедленным ограждением опасной зоны,
- разбитые стекла и сорванные створки оконных переплетов, форточек, балконных дверных полотен должны быть заменены в зимнее время — в течение 1 суток, в летнее время — 3 суток,
- неисправность лифта следует устранять в течение 1 суток.
Эти сроки отсчитываются со дня обнаружения неисправности или получения заявки от жильцов дома.
Если управляющая организация нарушает установленные для нее сроки, это повод обратиться с жалобой в госжилинспекцию. По итогам проверки ей грозят крупные штрафы.
Так, например, за нарушение срока на устранение засора канализационной трубы в доме управляющей компании пришлось заплатить 150 тысяч рублей штрафа по постановлению жилинспекции.
Суд оставил постановление в силе, признав его законным (Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, постановление от 29.09.2022 №14АП-5636/22).