Татьяна Рябкова: «Физлицам запретят размещать объявления на ЦИАН и Авито»
Предлагаемые поправки в закон о рекламе негативно повлияют на рынок недвижимости. О том, как к предлагаемым изменениям относятся девелоперы, NSP уже писала. Татьяна Рябкова, юрист практики по IT-технологиям АБ «Качкин и Партнеры», рассуждает о том, что изменится для обычных граждан.
Надо разграничить два основных пакета изменений, которые вносятся в закон о рекламе. Первый – тот, что уже принят и начинает действовать. Он касается маркировки и идентификации рекламы в сети «Интернет». Этот закон (347-ФЗ) был принят год назад, и с 1 сентября его положения начнут применяться.
Второй – пакет поправок, о котором сейчас говорят (принятый в первом чтении). Он, на самом деле, касается не столько рекламы, сколько запрещает размещать на сайтах-агрегаторах («Авито», ЦИАН, «Яндекс.Недвижимость»), на других электронных досках объявлений и в классифайдах объявления граждан. Суть нового закона – запретить кому-либо, кроме будущего Единого оператора, размещать объявления физических лиц о продаже товаров или услуг. При этом речь не идет о публикации объявлений, связанных с предпринимательством. Инициаторы проекта не считают объявления частных лиц рекламой. Это прямо прописано в законопроекте.
Реклама – это то, что выделяет товар среди других. Например, у «Авито» – выделение цветом, увеличение количества показов. То, что привлекает внимание. Но весь поток обычных объявлений сам по себе не является рекламой. Законодатель разделяет просто информирование (у меня есть квартира, я готов ее продать) и рекламу. Хотя, конечно, грань очень тонкая.
От того, как правоприменитель квалифицирует деятельность граждан, будет зависеть законность действий агрегаторов по размещению объявлений: будет ли важным наличие формального статуса предпринимателя или будет оцениваться фактическая деятельность пользователя? Если одно физическое лицо размещает, к примеру, пять объектов на продажу – наверное, регулятор задумается: а не является ли это предпринимательской деятельностью.
Из буквального прочтения законопроекта не следует, что площадкам-агрегаторам будет запрещено размещать объявления агентств или компаний. Но как будет трактоваться закон, мы пока не знаем. Сейчас некоторые депутаты размышляют о том, чтобы распространить принимаемые ограничения и на объявления юридических лиц. При этом такие платформы поддерживают определенный трафик именно за счет размещения «частных» объявлений граждан. И если запрет начнет действовать – они потеряют значительную (большую) часть посетителей. А с этим – и доходы от рекламы.
Для размещения объявлений от физлиц создается Единый оператор. В течение 30 дней после принятия закона он будет выбран из числа частных компаний. И в течение следующих 180 дней оператор должен создать специальный информационный ресурс. Это тоже интересная история: фактически на протяжении полугода рынок может быть парализован. Другие агрегаторы будут обязаны прекратить деятельность в части размещения объявлений от граждан, разметить на своих сайтах объявления о создании Единого оператора, предоставлять ему по запросу необходимые данные и т. д.
Со сдачей жилья в аренду сложнее: это не товар и не услуга, и под формулировки закона она (вроде бы) не подпадает. Но это опять же будет зависеть от трактовок.
Формально необходимость такого закона объясняют «соображениями безопасности». Хотя деятельность платформ-агрегаторов и сейчас достаточно хорошо отрегулирована. Там запрещено размещать незаконную информацию. А утечки и взломы случаются и с сайтами госсектора. Когда в одном месте собирается огромный массив важной личной информации – это увеличивает риски, а не уменьшает.
Кроме того, услуги Единого оператора будут платными. А в силу монопольного положения на рынке цену за услуги он может установить любую.
ВЫСТАВЛЯЕМ РЕКЛАМУ НА ПЛОЩАДКЕ "АЛЫЙ ПАРУС"