Недвижимость покупали в браке, а собственник по документам только один супруг: чем это грозит второму супругу
Это весьма распространенная ситуация: по закону оба супруга признаются собственниками недвижимости, приобретенной в браке, но часто бывает, что собственником в документах указан только один из них (имя второго супруга в ЕГРН не фигурирует, хотя он имеет такие же права на недвижимость).
Конечно, формально права второго супруга не нарушаются: если дело дойдет до раздела общей недвижимости, его права учтут (несмотря на отсутствие у него документа на право собственности) — достаточно подтвердить, что объект приобретался в браке (ст. 34 СК РФ).
Но, тем не менее, практика показывает, что второй супруг серьезно рискует, не включая свое имя в правоустанавливающие документы на недвижимость.
Во-первых, нельзя исключать вероятность, что супруг, являющийся титульным собственником недвижимости (т.е указан таковым в документах), продаст этот объект без согласия второго супруга.
Несмотря на то, что закон запрещает такие сделки, есть немало примеров, подтверждающих такую возможность.
Например, недавно Верховный суд РФ отказал в присуждении жене компенсации в виде половины стоимости квартиры, которую ее супруг продал без ее согласия.
По мнению суда, из одного лишь факта отсутствия нотариально удостоверенного согласия супруга, которое требовалось для продажи совместной недвижимости, еще не следовало, что муж присвоил деньги от этой сделки себе, а не потратил их на нужды семьи.
А такая презумпция действует, поскольку квартира была продана в период брака. Поэтому жене не удалось ничего получить после продажи общей квартиры (определение ВС РФ №69-КГ23-4-К7).
Во-вторых, в случае смерти супруга, который указан в документах собственником общей недвижимости, его наследники могут претендовать на весь объект без учета доли второго супруга. Таких примеров в судебной практике найдется немало.
Например, суды в трех инстанциях отказали бывшей супруге выделить ей долю в квартире после смерти бывшего мужа — при том, что квартира покупалась в период законного брака.
Недвижимость перешла к племяннице покойного, в силу составленного им завещания. И суды поначалу признали, что все верно: спорная квартира покупалась наследодателем за счет личных средств (как заявила наследница), и совместной собственностью не является.
Лишь дойдя до Верховного суда РФ, женщине удалось добиться пересмотра дела: там отменили прежние решения, поскольку племянница не доказала факт вложения наследодателем личных денег в покупку спорной квартиры — значит, жилье следует признать общим и выделить долю бывшей жене (определение ВС РФ №41-КГ23-29-К4).
Все эти случаи показывают, что стоит предотвратить неприятную ситуацию заранее — и включить в ЕГРН сведения о втором супруге как законном собственнике объекта недвижимости.