Не служил – не мужик! Дом не построишь, дерево не посадишь, семью не заведешь
Поправки, которые ограничивают призывников-уклонистов в правах, были внесены на рассмотрение депутатам еще в 2018 году. После этого они были согласованы в двух чтениях и, наконец, в апреле текущего года приняты в третьем, заключительном чтении.
Поэтому никакой спешки в принятии этого законопроекта не было. Да и призывникам, которые планируют прятаться от повестки, спешить уже некуда и незачем. Посмотрим, почему.
Убеги, если сможешь
Спрятаться от повестки уже не получится. Бумажные бланки будут дублироваться уведомлением через информационный портал «Госуслуги». И каждый из этих вариантов будет иметь юридическую силу. Появление электронной повестки в личном кабинете будет означать факт ее вручения, даже если гражданин ее не открывал.
И если в течение двух недель с момента начала очередного призыва военнообязанный не явится в военкомат, то ему будет направлено цифровое уведомление с подписью руководителя комиссариата. После этого при неявке в течение двадцати дней на уклониста обрушится весь набор действующих ограничений.
Будет закрыт выезд за рубеж. Будет наложено ограничение на право управления и распоряжения транспортными средствами. Нельзя будет зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и самозанятого. Кредиты и займы выдаваться не будут. И главное – станет невозможным продавать уже имеющуюся недвижимость и приобретать новую.
По мнению Натальи Сазоновой, директора по развитию компании «Метриум», глобальных потрясений не произойдет: «Считаю, что для резкого роста числа срочных продаж недвижимости нет предпосылок. Причина заключается в том, что статус уклониста не ограничивает владение жильем, а невозможной делает лишь его реализацию. Соответственно, не желающие идти в армию могут на законных основаниях продолжать жить в своих квартирах».
Проживать там на виду у военкома уклонисты, конечно, вряд ли будут. Но сдавать квартиры в аренду без уплаты налогов – вполне вероятно. Считается, что 90% рынка аренды недвижимости находится в тени, без какого-либо контроля со стороны государства.
Отряд не заметил потери бойца
Каких-то особых очередей в МФЦ и у нотариусов после принятия поправок замечено не было. Все в рабочем режиме. Лавины объявлений о срочной продаже квартир военнообязанных тоже не наблюдается. Рынок еще не заметил появления нового законопроекта.
Дело в том, что основное количество призывников находится в возрасте от 18 до 30 лет. В эти годы еще мало кто обзаводится собственным жильем. В основном продолжают жить у родителей или снимать. Об ипотеке начинают задумываться только связав себя узами брака.
Количество собственного жилья у молодых призывников такое незначительное, что даже если все оно целиком будет выставлено на продажу, то какого-то воздействия на рынок не окажет. Но смысла по-быстрому от него избавляться нет. Проще «переписать» свое жилье на ближайших родственников, которым никакие ограничения не грозят.
«Это не увеличивает спрос точно. Масштаб падения спроса будет зависеть от масштабности призыва. Очевидно, мера направлена на создание дополнительных препятствий к уклонению от него. Статистически сделок станет больше, но они будут носить в основном кептивный характер – то есть продажи будут осуществляться в пользу доверенных лиц», – считает Наталья Круглова, советник генерального директора РАД.
Произойдет очередное перераспределение недвижимости и транспортных средств по гендерному признаку, которое государственные ведомства, включая Росстат, отразят в отчетности как увеличение потребительского спроса.
Шведская семья
На фоне общего снижения спроса на недвижимость какого-либо осязаемого негативного эффекта от принятых поправок видно тоже не будет. Этот законопроект может повлиять только на некоторые льготные ипотечные программы, в которых мужчина должен выступать в качестве заемщика или созаемщика в любом случае.
Например, «Семейная ипотека». Условия программы предполагают, что ипотеку получает молодая семья, состоящая не только из мамы и детей, но также и папы. Если папы не будет, то не будет и льготной процентной ставки. Семьям придется переплачивать банкам по менее выгодным программам.
Да и семей в традиционном понимании станет еще меньше. Молодые люди будут менее охотно связывать себя узами брака, по которым их легко может вычислить военкомат. Уже сейчас институт брака носит довольно условный характер и воспринимается в молодежной среде как пережиток прошлого.
Директор офиса TrendAgent Полина Пустынцева высказывает такое мнение: «Если говорить в целом, то вероятнее всего, незначительно снизится покупательская способность. С другой стороны, те люди, которые думают о возможности срочного переезда, в настоящий момент в принципе не делают каких-то масштабных покупок. Для тех граждан, которые понимают, что при любых обстоятельствах они останутся в России, по факту ничего не меняется».
До тех пор, пока не начнется массовая мобилизация, можно не ждать потрясений на рынке недвижимости. Там и без того хватает проблем, путей решения которых пока не наблюдается. Если не восстановится спрос, это скажется на всей экономике, и людям будет уже не до покупки жилья.