Не остаться без денег или квартиры: шесть признаков арендатора-мошенника

Не остаться без денег или квартиры: шесть признаков арендатора-мошенника

 

Среди распространенных признаков, которые указывают на недобросовестность арендатора, эксперты называют готовность заехать в квартиру без осмотра, нежелание заключать письменный договор и попытки дистанционной предоплаты.

Нередко недобросовестные арендаторы намерены использовать снимаемое жилье не по назначению или в нарушение условий договора сдавать жилье в субаренду, что может привести к ухудшению состояния недвижимости. Например, без ведома собственника сдавать в квартире койко-места, превратив ее в небольшой хостел. В худшем случае нечестный арендатор, используя поддельные документы, может попытаться продать чужую квартиру.

Расспросили экспертов о признаках, по которым можно определить нечестного арендатора.

Готовность заехать без осмотра квартиры
Арендатор, который соглашается на условия аренды без предварительного осмотра жилья, уже должен вызвать подозрения. Такой подход может свидетельствовать о намерении избежать внимательного изучения состояния объекта или проверки инфраструктуры, объясняет Мария Яковлева. По мнению эксперта, добросовестные арендаторы, которые собираются жить в снимаемой квартире, подходят к делу по-другому и внимательно все осматривают, ведь им там жить.

Документы вызывают подозрение
Если при личной встрече потенциальный арендатор не предоставляет необходимые документы для проверки своей личности и платежеспособности, это может быть серьезным сигналом, предупреждает Андрей Саунин. Впрочем, наличие поддельных документов также является распространенной практикой среди мошенников.

Слишком высокий интерес к квартире
Когда арендатор слишком настойчиво предлагает внести предоплату за длительный период, то это также тревожный звонок. Такое поведение может быть способом отвлечь внимание собственника квартиры и усыпить его бдительность (к примеру, при проверке документов арендатора), считает Надежда Полищук.

Подозрительное поведение и невнятные объяснения
Если арендатор дает противоречивые или невнятные объяснения относительно причин аренды либо путается, называя источники дохода или планов на проживание, это может свидетельствовать о его нечестных намерениях, считает Андрей Саунин.

Нежелание заключать письменный договор
Если арендатор настаивает на устных договоренностях и избегает подписания письменного договора аренды, это также может говорить о его нечестных намерениях и попытке избежать юридической ответственности, говорит Оксана Полякова.

Внесение оплаты дистанционно и до встречи с арендодателем
Мошенники могут под видом арендатора предложить собственнику внести предоплату за его квартиру: якобы они увидели на сайте его объявление, им все понравилось и они через этот же сайт хотят заранее оплатить аренду. Если собственник в свою очередь предлагает им просто перевести эти деньги на карту, они выражают опасение, что их могут обмануть, объясняет Оксана Полякова. По словам эксперта, вскоре мошенник присылает сообщение об оплате и фейковую ссылку на получение денег. Перейдя по этой ссылке, наймодатель видит свое же объявление, сгенерированное ботом, и предложение ввести данные карты, на которую сервис якобы переведет деньги, внесенные мнимым нанимателем. Так мошенники получают доступ к карте жертвы и возможность снять с нее деньги, поясняет мошенническую схему риелтор.

Чек-лист по безопасности для арендодателей
Для того чтобы максимально обезопасить себя от недобросовестных арендаторов, Мария Яковлева советует выполнить следующие действия:

  1. Проверить документы. У арендатора должны быть паспорт, справка о доходах, трудовой договор или иные документы, подтверждающие его личность и платежеспособность;
  2. Заключить письменный договор. В нем должны быть четко прописаны права и обязанности сторон, размер арендной платы, условия расторжения договора и порядок возмещения убытков;
  3. Описать имущество и взять залог. Это поможет в будущем избежать споров о том, была такая вещь в квартире или нет. А залог за сохранность имущества можно использовать в случае ущерба;
  4. Застраховать квартиру. Это исключит возможные денежные потери, включая причиненный арендаторами ущерб, поможет минимизировать финансовые потери в случае непредвиденных ситуаций;
  5. Запретить сделки с квартирой в Росреестре. Такой шаг предотвратит возможность мошеннических действий с арендным жильем;
  6. Периодически проверять квартиру. Визиты в среднем раз в месяц помогут своевременно выявить возможные проблемы.