На управляющие компании нет управы. Идея включить в платежки ЖКХ установку счетчиков подтвердила экономическое рабство россиян
Отечественная сфера ЖКХ стремительно прирастает нововведениями. Сейчас, например, в ее тарифы решено включить установку умных счетчиков воды и тепла. О важности использовании искусственного интеллекта «на всех этапах учета ресурсов» говорится в докладе Минстроя. Как уточняет ведомство, с 2025 года начнется внедрение этих приборов в нежилых зданиях, а с 2027-го — в жилых. Похоже, инициаторы преисполнены вполне благих намерений: мера призвана повысить прозрачность в сфере начисления платы за жилищно-коммунальные расходы. Но есть одна глобальная проблема: за все заплатим мы с вами.
Есть одна железобетонная закономерность: что бы ни происходило в огромном коммунальном хозяйстве, эффект всегда не в пользу населения. Каждый раз, открывая почтовый ящик с платежными квитанциями за услуги ЖКХ, люди вздрагивают от немотивированно подскочившей суммы.
И можно не сомневаться: впредь вздрагивать придется еще чаще. В этом смысле за последние месяцы случился некий знаковый перелом: в июле тарифы выросли почти на 5% - ладно, это еще можно было потерпеть… Но далее, сектор ЖКХ обрушил на нас свои аппетиты снежным комом. В декабре власти провели внеплановую индексацию (официально — на 9%), в январе-феврале выяснилось, что в реальности платежки «потяжелели» на 12%, 24%, а у кого-то и на все 50% - из-за перерасчета за тепло, естественно, не в пользу жильцов.
С марта анонсирован рост взносов на капремонт и введение системы альтернативного измерения норматива на общедомовые нужды. Соответственно, будут перерасчитаны апрельские квитанции. Угадайте с двух раз, в какую сторону?
Теперь, кроме традиционных позиций нам придется оплачивать уборку подъездов, лестничных клеток и лифтов, горячую и холодную воду, электричество и тепло общих пространств. Прежде этим занимались управляющие компании. Новые платежки еще не успели разложить по почтовым ящикам, а с нас уже готовятся снять новые дополнительные деньги за ЖКХ: на сей раз за «умные» счетчики. Которые, между прочим, стоят отнюдь не копейки… А ведь еще год назад власти чуть ли не клятвенно обещали, что установка пройдет за счет управляющих и ресурсоснабжающих компаний. Как бы не так.
Сегодня все эти поставленные на конвейер новации становятся едва ли не главным антисоциальным фактором, безотказным инструментом по выкачиванию денег из карманов законопослушных граждан.
Платежная дисциплина в ЖКХ самая высокая из всех отраслей: до недавних пор она доходила до 95% по стране. При этом люди понятия не имеют, насколько экономически обоснованы все эти бесконечные цифры в квитанциях и почему они меняются из месяца в месяц исключительно в одну сторону — увеличения.
Конечно, заподозрить подвох можно, но пожаловаться абсолютно некуда, поскольку деятельность управляющих компаний (УК) и ресурсоснабжающих организаций (РСО) разрешена государством, причем именно в такой неконтролируемой, безотчетной форме. Нет, формально, можно жизнь положить на то, чтобы проверять циферки в своих квитанциях или обращаться по поводу оправданности их повышения в суд: но у кого же из нормальных, работающих людей есть на это время. Проще плюнуть и заплатить, на что, вероятно, и делают расчет авторы всех этих непрекращающихся коммунальных новаций.
Жильцы отстранены, отчуждены от процессов принятия решений. Скажем, они не могут повлиять ни на сроки, ни на состав, ни на качество (традиционно низкое) работ по капитальному ремонту, взносы на который в большинстве регионов выросли в 2022 году на 30-50%. Эта навязанная людям финансово-техническая процедура нужна только подрядчикам, получившим тендеры у региональных властей. По сути, это крайне выгодный механизм осваивания финансовых средств, с высоким процентом собираемости и хорошей нормативной проработанностью. Тут и ресурсным монополиям польза, и государству.
Вот только маленькому человеку неизменно худо. На сегодняшний день долги россиян за коммунальные услуги превышают триллион рублей. Резкий скачок произошел вследствие декабрьской индексации: похоже, население больше не способно переваривать весь этот тарифно-нормативный беспредел, лимит его платежных возможностей близок к полному исчерпанию. Добросовестные потребители не пренебрегают своими обязанностями, пока могут, пока им удается экономить — буквально на самом необходимом, включая продукты и лекарства. А то вдруг свет отключат, или газ, или воду? А то и вовсе выселят...
Отечественная сфера ЖКХ, которая по самой своей природе должна служить гражданам, подавляет их финансов, подчиняя своей воле. И никакой мировой опыт ей не указ. В рамках системы кондоминимумов, широко развитых в США и Европе, капремонт производится по решению собственников, когда он им нужен. Люди собрались, посовещались, провели и утвердили смету, и стали платить взносы. Деньги при этом не теряются, не утекают в чьи-то карманы. Будучи собственником, человек отвечает за состояние жилья.
У россиян же есть только одна обязанность — слепо и безропотно платить коммунальщикам за их все новые и новые инициативы, мирясь с необъяснимым, беспорядочным, неконтролируемым ростом тарифов на услуги ЖКХ. И это уже самое настоящее рабство - жилищно-коммунальное.