Можно ли обязать бывшего супруга выкупить долю?

Можно ли обязать бывшего супруга выкупить долю?

 

Бывший муж отказался выкупать долю в доме и обратился в Верховный суд.

С проблемой долей столкнулись супруги из Ростовской области, которые делили недвижимость после развода, пишет «Российская газета». Они разделили принадлежащую им часть дома, но смогли не совместно им пользоваться из-за конфликтных отношений. 

Каждому принадлежало по одной четвертой коттеджа — по 32 «квадрата». Жена предложила бывшему супругу выкупить его долю недвижимости, но он отказался.

Новошахтинский районный суд Ростовской области заказал экспертизу, чтобы определить стоимость доли бывшей жены. Специалисты заявили, что долю нельзя выделить в натуре, так как дом ветхий и может разрушиться из-за перепланировки. Рыночную стоимость доли оценили в 756 491 рубль. Бывший супруг в суде отказался выкупать долю жены. Суд учел это и отказал женщине в праве на денежную компенсацию. Суд пришел к выводу, что формально бывшие супруги могут совместно использовать дом, так как доказательств обратного нет.

Ростовский областной суд учел, что доля бывшей жены незначительна, а стороны находятся в конфликте. Размер компенсации суд счел обоснованным. Суд отменил предыдущее решение и обязал бывшего мужа выкупить долю за 756 491 рубль. Это решение поддержал Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Дело дошло до Верховного суда. Нижестоящие суды не учли, что бывший супруг не хочет покупать долю в доме, отметила Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ. Кроме того, суды не выяснили, есть ли у мужчины деньги, чтобы выкупить недвижимость бывшей жены по этой цене.
Верховный суд РФ отменил предыдущие решения. Дело пересмотрит Ростовский областной суд. Суды не должны заставлять человека приобретать то, что он не хочет, пояснил ВС. Необходимо выяснить, есть ли у бывшего супруга желание и финансовая возможность выкупить долю.
ВС также уточнил, что четверть недвижимости не является малозначительной долей. Это важный момент, так как критерий «малозначительность» сейчас не определен в законодательстве, отмечают юристы.