Коммунальщиков предложили штрафовать: кто будет отвечать за ошибки в платежках
Потребителей и поставщиков услуг ЖКХ могут уравнять в правах. Группа депутатов предложила выставлять штрафы ресурсоснабжающим организациям и управляющим компаниям за ошибки в расчетах и несвоевременное выставление счетов россиянам. Сегодня в Жилищном кодексе на эту тему нет ни слова. Между тем ответственность плательщиков, а также виды наказаний за нарушения сроков оплаты расписаны довольно подробно. Справедлив ли такой подход, поддержат ли инициативу и перестанут ли граждане переплачивать за коммуналку?
Группа депутатов вносит в Госдуму законопроект о возможности пересмотра начислений за ЖКУ. По словам разработчиков, сейчас Жилищный кодекс детально регулирует обязанность граждан по оплате ЖКХ, предусматривая ответственность за образование задолженности и начисление процентов за каждый день просрочки.
В то же время какая-либо ответственность управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов, ресурсоснабжающих организаций и иных юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, которым вносится плата, за неверный расчет и последующее увеличение платежей по истекшим периодам на законодательном уровне никак не закреплена.
«Ресурсоснабжающие организации должны так же нести ответственность за свою работу. Не смогли посчитать вовремя, допустили ошибку, не нужно перекладывать ее на граждан», - считают депутаты.
Переплаты за услуги ЖКХ случаются довольно часто. Тому способствует несколько факторов, но в контексте ответственности УК или ресурсоснабжающей организации актуальны две причины, говорит руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.
«Первая – это перерыв в предоставлении услуг, когда из-за аварий, ремонтных работ или профилактики дома могут оставаться без воды, света, отопления, газа. Сроки могут быть разные: от нескольких часов – до нескольких дней или даже недель, что мы видели, например, недавно в Подмосковье, когда из-за сильных морозов в нескольких населенных пунктах жители остались без тепла. Даже если имело место ЧС, граждане не должны платить за не оказанную услугу. А вот ответственные юрлица часто не включают перерасчет в платежку, – продолжает эксперт. – Вторая причина – низкое качество услуг. Это если услуга оказывается, но плохо, и качество (температура воды, температура в комнате, напряжение в сети и др.) ниже нормативов СанПиНа. Здесь ситуация еще сложнее, так как, в отличие от аварийного отключения, надо еще доказать, что услуга недостаточного качества».
При этом Деев подчеркивает, что посчитать конкретную сумму переплат граждан из-за недобросовестности УК и ресурсоснабжающих организаций весьма трудно.
«Предлагаемый законопроект о возможности пересмотра начислений за ЖКУ – очень актуальная мера. Жилищный кодекс регулирует обязанность граждан по оплате ЖКХ и вводит санкции за нарушение сроков оплаты – а значит, должны быть и симметричные обязанности для тех, кто услуги ЖКХ предоставляет», - убежден собеседник «МК».
То, что ресурсоснабжающие организации и УК не несут ответственности за ошибки – это пробел в российском законодательстве в сфере ЖКХ, считает управляющий партнер коммуникационного агентства B&C Agency Иван Самойленко.
«На самом деле, бывают ситуации, когда снабжающие компании из-за технического сбоя или других факторов делают ошибочные начисления для потребителей. Это всегда негатив для людей и бизнеса. После таких начислений потребители обычно еще получают письма от ресурсоснабжающих организаций с требованием погашения долгов или с перерасчетом. Все это добавляет путаницу в оплаты, а для бизнеса крайне принципиально не допускать никаких перекосов в бухгалтерском учете по ЖКХ», - рассказывает Самойленко.
По словам эксперта, порядка 10% расчетов регулярно делаются с ошибками по разным причинам. И даже дисциплинированные плательщики (и физические, и юридические лица) вынуждены проводить дополнительные оплаты, хотя суммы на ЖКХ запланированы другие.
«Такие меры повысят дисциплину платежей, поскольку увеличится ответственность УК и ресурсоснабжающих организаций – они будут следить за адекватной работой своих онлайн-сервисов и специалистов в расчетных центрах. И делается это в интересах потребителей, что, безусловно, большой плюс для граждан и бизнеса», - продолжает он.
Эксперт Народного фронта, член Общественного совета федерального проекта «Школа грамотного потребителя» Павел Склянчук разделил проблему некорректных начислений за ЖКХ: они могут быть умышленные и неумышленные.
В первом случае такие действия подпадают под уголовную статью о мошенничестве. Во втором это вопрос несовершенства биллинговых информационных систем (автоматизированных систем расчетов, – «МК»), которые используют УК и коммунальщики для формирования платежных документов. В таком случае по действующему законодательство полагается перерасчет в последующие периоды.
«За аналогичные действия граждан, связанные с несвоевременностью или неполным расчетом за ЖКХ, полагается начисление пени. В этом смысле справедливо будет выравнять подходы. Однако для того, чтобы механизм заработал на практике, необходимо согласование со стороны Минстроя России», - подчеркнул Склянчук.