Главная утрата Москвы. Какой была Сухарева башня и зачем ее снесли
Вместе с Государственным научно-исследовательским Музеем архитектуры имени Щусева на основе предоставленных им архивных документов рассказываем, какой была Сухарева башня, как и почему ее снесли и осталось ли от нее хоть что-то.
Менее века назад у Садового кольца, напротив полукружья Странноприимного дома графа Шереметева (ныне — НИИ Склифосовского), возвышалось одно из самых величавых и высотных на тот момент строений Москвы — Сухарева башня, которую порой также называют Сухаревской. На этом месте она просуществовала почти два с половиной столетия, став одной из главных столичных достопримечательностей, но в середине 30-х годов XX века была снесена.
Рассказываем, почему так произошло и можно ли было башню спасти.
История Сухаревой башни
Некоторые ошибочно считают, что Сухарева башня была построена как дом колдуна и чернокнижника Якова Брюса. Но это лишь легенды. В реальности башня для проживания никогда не предназначалась, а сам Брюс был известным ученым, хотя наука в те времена и впрямь воспринималась как магия. Обитал он неподалеку, в башне, действительно, бывал, но к ее строительству не имел никакого отношения.
Сухарева башня была построена в конце XVII века (возводилась с 1692 по 1695 год) по указу Петра I. Москва тогда почти не выходила за пределы Земляного вала (нынешнего Садового кольца), а в город вели многочисленные деревянные ворота. Как замену одних из них, Сретенских, каменную башню и соорудили. Охранял эти ворота стрелецкий полк стольника Лаврентия Сухарева. В честь него башню (а в впоследствии площадь) и назвали.
Возвели башню в стиле московского барокко по проекту архитектора Михаила Чоглокова (он же соавтор самого известного в те времена московского долгостроя — здания Арсенала в Кремле). Построили ее из крупных красных кирпичей, в полтора раза больше нынешних. Впоследствии башню окрасили в разные цвета — красный, желтый, зеленый и «дикий» (так тогда назвали серо-голубой, или пепельный).
Толщина стен башни достигала почти 3 м, а ее высота составляла 63 м, уступая в те времена лишь колокольне Ивана Великого (построена почти двумя веками ранее). Дополнительную величавость башне придавало расположение — на одном из столичных холмов (почти на 45 м выше уровня московского «нуля»). Посередине постройки сделали масштабные пятипроездные ворота, по обе стороны от которых на первых порах находились двухэтажные палаты (впоследствии они были надстроены). Венчала сооружение трехъярусная башня с часами.
Как использовалась Сухарева башня
- Первыми обитателями Сухаревой башни стали стрельцы, которые продолжали охранять въезд в город.
- В начале XVIII века здесь разместили Математическую и навигационную школу — первое в России высшее специальное учебное заведение, готовившее штурманов, геодезистов и пр. Впоследствии на основе этой школы была создана Морская академия, которая перебралась в Санкт-Петербург.
- Столетием позже при башне появился огромный резервуар мытищинской воды, которой в то время активно снабжали всю Москву. Именно это событие сделало Сухареву башню известной на весь мир: она появилась в многочисленных путеводителях.
- Последним пользователем Сухаревой башни стал Коммунальный музей (ныне — музейное объединение «Музей Москвы»). Он находился здесь с 1925 года вплоть до самого сноса.
Как снесли Сухареву башню
Снос Сухаревой башни начался в ночь с 13 на 14 апреля 1934 года. Решение держалось втайне от населения, хотя было принято более чем за полгода до этого события. В переписке с первым секретарем Московского городского комитета партии Лазарем Кагановичем Иосиф Сталин и Климент Ворошилов писали: «Мы изучили вопрос о Сухаревой башне и пришли к тому, что ее надо обязательно снести. Предлагаем снести Сухареву башню и расширить движение. Архитектора (орфография по первоисточнику. — Ред.), возражающие против сноса — слепы и бесперспективны».
Жившая неподалеку от башни известная в те времена художница Нина Симонович-Ефимова с горечью писала: «Сегодня, семнадцатого апреля, нет уже наружной гигантской лестницы и сверху летят кирпичины. Белые, витые колонки из белого камня — в отдельной груде, разбитые. Разрушение идет необычайно быстро… Вообще, вид у Башни здоровый, а кирпичи летят без желобов просто в воздухе, многие не разбиваются, и здание убывает, тает».
Снос стал неожиданностью не только для обывателей, но даже для архитекторов. Академик архитектуры Алексей Щусев (в честь которого назван нынешний музей архитектуры), искусствовед Абрам Эфрос, художник Константин Юон и другие известные в те времена деятели попытались остановить процесс и написали письмо Сталину. Несмотря на уже начавшееся разрушение, они уверяли, что башню еще можно спасти.
Почему даже архитекторы не знали о готовящемся сносе Сухаревой башни
Рассказывают сотрудники Музея архитектуры имени Щусева:
— Долгое время действительно не было никаких опубликованных решений о сносе. В 20-е годы прошлого века планировкой города занимался планировочно-земельный отдел Московского коммунального хозяйства, а в феврале 1932 года он был преобразован в Архитектурно-планировочное управление. Эти структуры существовали параллельно с архитекторами и прямого отношения к ним не имели.
Архитекторы были привлечены к планировке более или менее полноценно только осенью 1933 года, когда были созданы отдел проектирования и отдел планировки с мастерскими при них. Но и тогда проектирующие архитекторы запросто могли быть не в курсе того, что предполагали делать с городом планировщики.
Сталин им ответил: «Письмо с предложением — не разрушать Сухареву башню получил. Решение о разрушении башни было принято в свое время Правительством. Лично считаю это решение правильным, полагая, что советские люди сумеют создать более величественные и достопамятные образцы архитектурного творчества, чем Сухарева башня. Жалею, что несмотря на мое уважение к вам, не имею возможности в данном случае оказать вам услугу».
Защитникам башни сделали лишь небольшую уступку — дали пять дней для того, чтобы снять некоторые фрагменты декора башни. Часть из них вывезли в музей Коломенского, а оконные наличники вмуровали в стену Донского монастыря. Через два месяца процесс сноса был полностью завершен. Кирпичи, оставшиеся от башни (ее не взрывали, а разбирали вручную) впоследствии использовались для мощения московских улиц. На своем месте остались лишь подлинные фундаменты — они сохранились и поныне под проезжей частью Садового кольца. Больше от Сухаревой башни ничего не осталось.
Почему снесли Сухареву башню
Несмотря на то что для общественности снос Сухаревой башни стал неожиданным, предпосылки для ее сноса имелись. Век назад в Москве обострился вопрос уличных пробок: увеличилось и число жителей, и количество транспорта, с которым город не справлялся.
Какой была Москва век назад
Рассказывают сотрудники Музея архитектуры имени Щусева:
— Заторы были обычным делом. Тогда основной трафик шел по земле, метро только строили. Представьте себе, например, современную Мясницкую — по ней шли два трамвайных пути, обогнать трамваи или их объехать остальному транспорту было весьма проблематично. Представления о планировке города и ее изменениях были тогда еще очень примитивными: считалось, что достаточно расширить улицы и снести лишнее — и все поместится. Всякие сложности (развязки, регулирование движения и т. п.) — еще не осмыслили.
Одной из болевых точек Москвы стала Сухаревская площадь. Она стояла прямо на Садовом кольце, по которому перемещались между вокзалами. Отсюда же начиналась 1-я Мещанская улица (ныне — проспект Мира), ведущая к Балтийскому (современному Рижскому) вокзалу. В первую очередь движению мешала не Сухарева башня, а расположенный здесь же Сухаревский рынок — одно из самых больших и злачных торговых мест Москвы. Процесс его реорганизации длился все 20-е годы XX века, пока в конце октября 1932-го не было принято решение о его закрытии.
Находящуюся по соседству Сухареву башню, казалось, реконструкция Сухаревской площади не должна была коснуться. Наоборот: в 1920-х годах ее закрыли на глобальный ремонт, а после его завершения в здании разместили Коммунальный музей. Хотя велись разговоры о неудобстве и этой постройки. «В газетах обсуждалось, что один рынок не решил транспортную проблему. Говорилось, что башня тоже затрудняет движение и создает много опасных для дорожного движения мест из-за узости проезда вокруг нее», — рассказывают в Музее архитектуры имени Щусева.
Как пытались спасти Сухареву башню
Снос башни был не единственным решением транспортной проблемы. Были и другие варианты. Так, академик архитектуры Иван Фомин (по его проекту создавались, например, станции метро «Театральная» и «Красные Ворота»), архитектор Иван Жолтовский (вместе с архитектором Щусевым разрабатывал проект «Новая Москва», который к Новой Москве нынешней не имеет никакого отношения) и ряд других предлагали сохранить башню, снос которой «равносилен уничтожению картины Рафаэля».
Проблему с пробками они предлагали решить иначе. Они писали: «Для этого достаточно пропустить движение одного направления (Сретенка — Мещанская) сквозь башню, открыв в ней все пять сквозных широких пролетов, ныне заложенных, а для другого направления (кольцо Садовой) уширить площадь за счет сломки ветхих домов, окружающих башню. Одновременно должен быть установлен автоматический светофор, который в течение двух минут, без помощи человека, будет пропускать то одно, то другое направление, как это делается в больших городах Америки».
Предлагались и другие решения, позволяющие сохранить башню. Алексей Щусев и другие писали: «Такие варианты есть, их несколько, — от сноса небольших домов на углах примыкающих к башне улиц (что сразу широко развернет объездные пути) до передвижки всей башни на несколько десятков метров, на более широкую часть площади (что освободит перекресток улиц и даст сквозное движение по всем направлениям)».
Впоследствии некоторые из этих идей действительно использовали — например, передвигая здания при расширении Тверской. Но это произошло лишь позднее, в соответствии с планом реконструкции Москвы 1935 года, рассказывают в музее архитектуры имени Щусева. Решение по Сухаревой башне было принято раньше. Как результат — простоявшее почти два с половиной века грандиозное сооружение полностью исчезло с лица Москвы.